Ловушка для стартапов и начинающих предпринимателей
01.08.2017
Ловушка для стартапов и начинающих предпринимателей.
Или, как заложить основу будущего бренда, еще в начале пути.
Начиная бизнес, мало кто думает о будущем. Есть бизнес-идея и внутренняя уверенность в том, что этот продукт кому-то нужен и бизнес пойдет… Основания для уверенности у каждого свои, кто-то просто открывает наудачу, кто-то видит - у других же покупают, почему я не могу сделать также…

Общая ошибка, которую делают почти все предприниматели в том, что они в своем представлении не разделяют продукт и компанию которая должна его создавать. Может быть потому, что компании еще как таковой нет – есть только ее форма собственности и регистрация в реестре, а может быть по иным причинам. Мои наблюдения показывают, что в начальной стадии бизнеса людям свойственно чисто продуктовое мышление, так как вокруг продукта чаще всего и строится сама бизнес идея. На этой стадии мышления предпринимателя, Продукт = Компания.

Это приводит к тому, что, как только появляется на один продукт больше, даже для той же ЦА, возникает вопрос, а под каким именем нам себя теперь предлагать? Названия продуктов, да и сами продукты разные… А тут еще предстоит выставка, которую мы оплатили в сентябре, чего будем писать на стенде? Имя продукта с которого мы начинали и с которым все ассоциируют нашу компанию, или имя нового продукта? Или может быть оба имени одновременно, только одно крупнее? Ваша мысль начинает интуитивно пробивать потолок продуктового мышления и вы с партнером одновременно, не сговариваясь вспоминаете - у нас же есть название компании, юрлицо… Эврика! Да, но вы забыли, что название вашей компании фигурировало лишь в накладных, счетах, налоговых декларациях, во всем том, что обеспечивало деятельность «хозяйствующего субъекта». Поразмыслив дальше, вы понимаете, что под этим названием вас не знает потребитель и сетевые закупщики. Конечно же под этим именем вас знает их бухгалтерия и юристы, что согласитесь не одно и тоже…

Далее вы по инерции какое-то время безуспешно натягиваете название компании например «ЭЛЯ» или «АЛЕКСПЕТ» (Александр Петров), на продукт по названием «Московский куличик» под которым вас уже знают и одновременно на новый продукт «Сахарные чипсики». В итоге это ничем хорошим не заканчивается…

Какие выводы должны сделать для себя стартаперы и предприниматели, чтобы не наступать на «продуктовые грабли», надеюсь уже понятно. Эта статья написана именно для того, чтобы открывая новый бизнес, вы разделили в своем представлении величины постоянные и переменные. Компания это величина постоянная, продукты величина переменная. Выстраивайте компанию и продукты в единой системе будущего бренда. Это в дальнейшем убережет вас от многих ошибок, позволит избежать финансовых, клиентских потерь и быстрее приведет к желаемому финансовому результату. Позволит не распыляя бюджет, продвигать бренд компании, в единой системе с рекламно-маркетинговым продвижением вашего продуктового портфеля.
Наглядный пример:
Выход на рынок компании «Органик-Лайн» пошагово
иллюстрирует ситуацию описанную в статье
www.sticknclick.ru
Компанию в 2014 году организовали два маркетолога, на тот момент молодые мамы. Так звучало и было визуально оформлено название юридического лица, открытого для начала бизнес-проекта.
ООО Органик-Лайн
Компания «Органик-Лайн», как это часто бывает открывалась под моно-продукт. Наклеечки Stick'n Click (Наклей и Фотографируй) для проведения фотосессий для детей от 0, до одного года, под продуктовым слоганом: Начало семейной истории. Со временем, продукт Stick'n Click, естественным образом подменил собой название компании. Иными словами, в восприятии рынка стало Stick'n Click = Компания.
Продажи «наклеечек» шли в гору и все было хорошо, пока маркетинговый отдел компании не вывел на рынок еще один продукт Cute'n Clever (Милый и Умный), но уже для детей постарше - от 3-х лет. Новый продукт объединил совместный процесс потребления детей и взрослых: родителей, дедушек, бабушек, сестер, братьев, родных, их друзей и друзей друзей)… Возник вопрос: А как нам теперь представлять себя на рынок, ведь аудитория у нас одна, а продукта два?... Попробовали использовать название юрлица «Органик-Лайн», но это вызвало не нужные ассоциации с линейкой органических пищевых продуктов…
Временно вышли из положения тем, что на профильных выставках на фриз стенда наносили простое, написание рубленным шрифтом уже известное название первого продукта Stick'n Click, имитируя название компании. При этом, в экспозиции присутствовал и сам продукт Stick'n Click и новый Cute'n Clever. И тут возникла ситуация, когда название придуманной на ходу «компании» Stick'n Click, мало того, что совпадает с одним из продуктов, но самое главное - смысловым образом сужает расширение продуктового портфеля. Смысловая нагрузка названия Stick'n Click (Наклей и Фотографируй) для ребенка до одного года, не оставляла шансов на развитие продукта Cute'n Clever (Милый и Умный) для ребенка от 3-х лет. Оно было слишком узким для этого. Первый продукт помогал делать фотосессию с грудными детьми, а второй был направлен на развитие ребенка и укрепление отношений с родителями и взрослым миром в целом… В итоге, после неудавшихся попыток впихнуть большее в меньшее, было принято решение создать новый зонтичный бренд, под которым и развивать продуктовый портфель. Так появилось новое название компании "ХеппиЛайн" со своей уникальной позицией отраженной в слогане: "Издательство семейных событий". Затем было найдено еще одно правильное решение, как приучить рынок к новому бренду компании без существенных дополнительных затрат. В дальнейшем, рекламируя свои продукты, в нижней части любого рекламнго сообщения или буклета стали размещать узнаваемый логотип и слоган издательства: "ХеппиЛайн" - Издательство семейных событий. И плюс к этому удалось сформулировать название всей продуктовой линейки: Детская эмоциональная полиграфия. Что позволило представить на рынок свой продукт, как новую товарную категорию.
Подведем итог. На мой вопрос собственникам компании «Хеппилайн», а если бы вам, кто-то изначально подсказал этот подход к брендингу, к которому вы интуитивно пришли лишь через два года, набив шишки, потеряв время и динамику развития, ответ был однозначным: очень жаль, что мы этого не знали и сейчас все наверное было бы по другому… Расскажите об этом тем, кто только начинает свой путь! Все это собственно и побудило меня поделиться своим опытом с будущими предпринимателями и стартаперами, которые хотят реализовать себя в этой жизни через создание чего то нового и полезного людям!

И последнее, что надо помнить начинающим предпринимателям. Когда продают бизнес, продают не продукт, а саму компанию + стоимость ее бренда, если он к тому времени создан! Если кто-то попал в вышеописанную или подобную ситуацию, к вашим услугам аудит бренда от специалистов нашей Школы.
Made on
Tilda